МАТЕРИАЛ
для членов информационно-пропагандистских групп
(февраль 2024 г.)
СЛ. 1. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
Материал подготовлен на основе информации Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь,
материалов агентства ”БелТА“ и газеты ”СБ. Беларусь сегодня“
СЛ. 2. Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 ”О назначении выборов депутатов“ и № 368 ”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.
СЛ. 3. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
Справочно:
В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.
СЛ. 4. В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной. Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18:00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
СЛ. 5. С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
Справочно:
Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращением численности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
СЛ. 6. На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.
СЛ. 7. ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА
С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.
СЛ. 8. Структура белорусского Парламента
Правовую основу деятельности Парламента составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также регламенты палат Национального собрания.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В настоящее время работают Палата представителей и Совет Республики седьмого созыва.
В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок работы в принимаемом ею регламенте.
Справочно.
Двухпалатные парламенты существуют в таких развитых странах, как Германия, Италия, Россия, США, Франция, Япония и др.
Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний (например, во время обращений Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивания отчетов Правительства).
Совет Республики является палатой территориального представительства. Полный состав верхней палаты – 64 человека. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в г.Минске не менее пяти лет.
В Палате представителей насчитывается 110 депутатов. Они избираются гражданами на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Таким образом, в Беларуси действует мажоритарная избирательная система.
Справочно.
Порядок формирования Национального собрания отвечает мировой практике. Как правило, нижние палаты парламентов формируются путем всеобщих и прямых выборов. Для верхних палат характерно бóльшее разнообразие, хотя в большинстве стран состав верхней палаты избирается.
В отличие от смешанной или пропорциональной избирательной системы мажоритарная система проста, понятна и более справедлива. Люди голосуют за каждого кандидата в отдельности, который должен заслужить доверие избирателей.
Справочно.
Политологи обращают внимание на то, что «основной недостаток пропорциональной системы состоит в том, что люди ориентируются на хорошо известного партийного лидера. Он приводит к власти людей, которых зачастую не знает никто. Причем избиратель не может оказывать на них влияния».
СЛ. 9. Вместе с тем в Беларуси существует эффективная законодательная база для деятельности политических партий. Если партии смогут убедить избирателей, что действуют в их интересах, они получат реальный шанс расширить свое представительство в Парламенте.
Депутаты осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.
Палата представителей, Совет Республики избирают из своего состава соответственно Председателя Палаты представителей и его заместителя, Председателя Совета Республики и его заместителя.
Для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов палат Парламента создаются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики.
Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответственно Палате представителей и Совету Республики.
В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей.
В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета Республики.
СЛ. 10. Палата представителей и Совет Республики избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания.
Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами палат Парламента и избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты в составе председателя, его заместителя и членов постоянных комиссий.
Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.
В белорусском Парламенте седьмого созыва представлены все социальные группы общества. Парламентарии имеют высокий образовательный и профессиональный уровень.
СЛ. 11. Компетенция и формы деятельности белорусского Парламента
Конституция Республики Беларусь относит к компетенции Палаты представителей рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, дачу согласия Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и некоторые другие вопросы.
Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, а также шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение, рассматривает другие вопросы.
СЛ. 12. Основное направление деятельности парламентариев – принятие законов. В соответствии с Конституцией право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется путем внесения в Палату представителей проектов законов.
Ежегодно субъекты права законодательной инициативы вносят свои предложения в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. На их основе создается ежегодный план подготовки законопроектов.
После утверждения Главой государства названного плана для подготовки законопроектов создаются рабочие группы, в которые входят депутаты, сотрудники министерств и ведомств, ученые, юристы, эксперты, представители общественных объединений и организаций.
Разработка проекта закона – длительный и далеко не простой процесс, в ходе которого приходится решать множество задач, просчитывать последствия принятия будущего закона. После завершения этой работы субъект права законодательной инициативы вносит законопроект в Палату представителей.
Для подготовки проекта закона в Палате представителей одна из постоянных комиссий назначается головной. Депутаты из других комиссий также имеют право вносить в документ поправки, отражая интересы своих избирателей.
Для более качественной подготовки законопроектов депутаты изучают правоприменительную практику, проводят выездные заседания постоянных комиссий, круглые столы, встречи с избирателями, организуют общественное обсуждение законопроектов.
После завершения работы головная постоянная комиссия предлагает включить законопроект в повестку дня сессий Палаты представителей, которые проходят два раза в год.
СЛ. 13. На заседаниях Палаты представителей проект закона, как правило, рассматривается дважды. В первом чтении обсуждаются концепция и целесообразность принятия законопроекта. После этого проект закона принимается в целом или отклоняется. Затем документ дорабатывается головной комиссией с учетом поступивших поправок и выносится на обсуждение для принятия во втором чтении.
После того как депутаты проголосовали за принятие законопроекта, он направляется в Совет Республики. Если у членов Совета Республики возникают замечания и законопроект отклоняется, совместная работа продолжается, чтобы прийти к единому мнению.
Когда закон принят обеими палатами Парламента, он направляется Главе государства, который подписывает его, после чего закон подлежит опубликованию и вступает в силу.
Президент вправе возвратить закон в Палату представителей со своими возражениями. Если парламентарии согласны с возражениями, они дорабатывают проект закона, если нет – могут проголосовать за свое решение двумя третями голосов от полного состава каждой из палат и преодолеть тем самым возражения Главы государства.
Основываясь на концептуальных положениях Конституции о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, Парламент в рамках своей компетенции активно использует весь спектр предусмотренных законодательством форм и средств парламентского контроля.
Наиболее значимые из них – дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра и одобрение Палатой представителей программы деятельности Правительства. Принятие указанных решений является определяющим для выработки приоритетных направлений экономического развития страны, проведения выверенной социальной политики.
Палаты Национального собрания также имеют право на получение информации об исполнении законов, о ходе исполнения республиканского бюджета и реализации Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программными законами. В этих целях они вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусь заслушивать информацию:
Премьер-министра Республики Беларусь – о ходе выполнения одобренной Палатой представителей программы деятельности Правительства Республики Беларусь;
Генерального прокурора Республики Беларусь – о состоянии законности в Республике Беларусь;
Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – о результатах осуществляемого в Республике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнением республиканского бюджета;
Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь – о ходе выполнения основных направлений денежно-кредитной политики на текущий год.
СЛ. 14. Оперативный контроль за деятельностью Правительства осуществляется посредством проведения совместных заседаний палат Парламента для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Как правило, ежемесячно в период проведения сессий одно из совместных заседаний палат Национального собрания посвящается тематическим докладам членов Правительства по курируемым ими направлениям. Парламентарии имеют возможность получить от руководителей профильных министерств исчерпывающую информацию по широкому кругу вопросов, касающихся реализации внешней и внутренней политики государства.
Вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики формируются по итогам проведения мониторинга правоприменительной практики, реализации программы международного сотрудничества, работы в избирательных округах, анализа проблем, поднимаемых в обращениях граждан и юридических лиц. Особое внимание парламентарии уделяют ходу выполнения планов социально-экономического развития страны и государственных программ, текущему положению дел в конкретных отраслях экономики и социальной сфере.
Наиболее часто используемая форма контроля, позволяющая решать конкретные социально значимые проблемы избирателей, – обращения депутатов к должностным лицам государственных органов, иных организаций о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к их компетенции.
Парламентарии также имеют право обратиться с запросом к Премьер-министру, другим членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Национальным собранием.
Кроме того, палаты Парламента наделены правом обращения в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов и изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
СЛ. 15. В целом реализация парламентариями своих контрольных полномочий способствует конструктивному и эффективному сотрудничеству Парламента с исполнительной властью, созданию условий для слаженной совместной работы всех государственных органов по претворению в жизнь выработанного Главой государства и поддержанного народом политического курса страны.
Для детальной проработки важнейших вопросов жизни страны проводятся парламентские слушания. Они позволяют глубже проанализировать проблемы, дать импульс развитию экономики и социально-культурной сферы. Сама процедура слушаний, их открытый характер, привлечение широкого круга экспертов являются важнейшей составляющей развития демократических принципов парламентаризма в Беларуси.
Одним из основных и актуальных направлений практической деятельности Парламента является конструктивное сотрудничество с местными органами власти.
Связующим звеном между Советом Республики и органами местного самоуправления стал Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики.
В практике работы Совета задействован широкий арсенал форм и методов работы с регионами. Парламентарии и члены Совета по взаимодействию органов местного самоуправления постоянно встречаются с руководителями местных представительных органов при посещении регионов, участвуют в работе сессий местных Советов, заседаниях президиумов и других мероприятиях, организуемых органами местного самоуправления.
Советом обсуждались наиболее актуальные социально значимые вопросы, в том числе создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в коммунальной собственности, благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле, подготовка и закрепление кадров в сельской местности, развитие инновационного потенциала молодых граждан, обеспечение населения качественной питьевой водой, и вносились соответствующие предложения по совершенствованию законодательства. Советом изучены возможности укрепления бюджетов первичного уровня и приняты конкретные меры по повышению их роли в решении вопросов жизнеобеспечения населения.
По инициативе Совета Республики в регионах были внедрены принципиально новые формы работы органов местного самоуправления.
СЛ. 16. В республике активно функционируют депутатские группы. Депутаты посещают трудовые коллективы, изучают положение дел на предприятиях, проводят встречи с работниками, личные приемы.
Главной задачей парламентариев является обеспечение прав, свобод и законных интересов избирателей. Депутаты Палаты представителей ежемесячно для работы в избирательных округах отводят не менее трети своего рабочего времени. Наиболее важными формами этой деятельности являются проведение личных приемов, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц.
Важнейшими задачами депутатов являются поддержание и развитие общественно-политического диалога в целях сохранения народного единства, социальной солидарности, повышения правовой, экономической и политической культуры населения. Используя трибуну средств массовой информации, парламентарии активно включаются в дискуссии по самым острым вопросам, волнующим избирателей, информируют население о реализации государственной политики, мерах, принимаемых органами власти по обеспечению устойчивого развития страны, разъясняют действующее законодательство и привлекают граждан к участию в общественной экспертизе законопроектов, имеющих принципиальное значение для государства и общества. Периодически, не реже одного раза в год, парламентарии отчитываются перед избирателями округа о проделанной работе, ходе выполнения предвыборных программ, текущей деятельности Палаты представителей.
Особое место в депутатском графике занимает общение с представителями молодого поколения. Депутаты – частые гости в учреждениях образования, хозяйствах и организациях, где молодежь составляет костяк трудового коллектива. Стало доброй традицией проведение информационных встреч с учащимися, студентами и рабочей молодежью в Палате представителей. Немаловажное значение также придается привлечению молодых людей к участию в инициируемых парламентариями гражданско-патриотических, культурно-спортивных и благотворительных акциях.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.
СЛ. 17. КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5% (27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Справочно:
Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто 298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них 10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
СЛ. 18. Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто 18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.
СЛ. 19. В Витебской области всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто 35 кандидатов, из которых зарегистрированы 33. Среди них 4 гражданина в возрасте до 31 года, 10 женщин, 3 действующих депутата Палаты представителей, 5 действующих депутатов местных Советов депутатов. 8 кандидатов представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 7 – государственные органы, 6 – промышленность, транспорт, строительство, 12 – иные сферы деятельности, 18 выдвинутых политическими партиями (9 - Белорусской партией «Белая Русь», 7 – Либерально-демократической партией, 2 - Республиканской партией труда и справедливости).
СЛ. 20. Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто 3011 кандидатов, из которых 2969 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 90 гражданин в возрасте до 31 года, 1651 женщина, 1226 действующих депутатов местных Советов депутатов, 64 выдвинутых политическими партиями (46 – Белорусской партией «Белая Русь», 10 – Либерально-демократической партией, по 4 – Коммунистической партией Беларуси, Республиканской партией труда и справедливости).
СЛ. 21. За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).
Справочно:
Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;
массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;
распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.
Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за 14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.
СЛ. 22. ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ
Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.
Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.
Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).
Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.
Справочно:
Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы 3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.
Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.
Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.
Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.
Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.
Справочно:
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.
СЛ. 23. ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
СЛ. 24. 62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
СЛ. 25. По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.
СЛ. 26. ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
Справочно:
Среди причин такого решения:
отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;
деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.
СЛ. 27. Справочно:
По состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.
Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:
миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);
Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);
избирательные органы иностранных государств (6 человек).
Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).
В Витебской области по состоянию на 5 февраля 2024 г., аккредитовано 1113 внутренних наблюдателя, из них: областными, окружными избирательными комиссиями – 69, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 1044.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.
СЛ. 28. ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.
****
СЛ. 29. Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.
СЛ. 30.